Новая жизнь старых вещей
Версия для печати

(автор: DiSel)
Моя первая встреча с фотографией состоялась очень давно — где-то в 5-м классе крутил в руках папины фотоаппараты «Силуэт» и «Чайка», правда, из множества всех цифр и понятий, разума хватало только на совмещение стрелочки выдержки со стрелочкой экспонометра, а маркировка на объективах воспринималась не более чем секретное советское обозначение модели. Позже папа купил зеркальный «Зенит-ЕТ», но я всё равно не очень понимал физический смысл диафрагмы и выдержки — слишком много времени проходило между снимком и печатью, чтобы запомнить параметры съёмки и осознать их влияние. Да и дорогим было это удовольствие.
В студенческие годы покупка плёночной мыльницы Konika совсем выкинула из головы необходимость что-то запоминать, выбирать и настраивать — такие фотоаппараты «у них» правильно характеризует название «Point and shoot». С появлением цифромыльницы эксперименты с параметрами съёмки стали бесплатными, а результат виден сразу — тут-то и вспомнились колёсики и стрелочки на фотоаппаратах из школьных лет. «Теснота» цифромыльницы привела к покупке цифрозеркалки, но уже и её стандартного объектива становится мало. И в то же время, бюджет особо не позволяет покрыть все желаемые фокусные расстояния. Неожиданно вспомнил, что папина фототехника лежит хоть и без дела, но в рабочем состоянии. Посмотрел маркировку — объектив Гелиос 44М-7, F:58мм f:1/2.0, немного Яндекса, Вики и eBay — и я решился на приобретение переходника со стандартной для тех времен резьбы M42x1 на современный байонет Canon EF.
Из вариантов были пластиковый, алюминиевый крашеный и медный хромированный с контактами. Ввиду отсутствия какой-либо автоматики (ни тебе автофокуса, ни управления диафрагмой с кнопочек фотоаппарата), эти самые «контакты» дают понять объективу, что на нём всё-таки что-то есть, передают информацию о фиксированном значении диафрагмы и задействуют датчики фокусировки.


Гелиос 44М-7

Блестящая прослойка между задней крышкой и объективом — как раз и есть переходник

Итак, переходник накручен, объектив на месте, что получаем? Фокусное расстояние 58мм — чуть больше китового 55, светосила /2.0 — по сравнению с /5.6 на китовом — разница в три ступени экспозиции. Иными словами, при одинаковых условиях, для снимка потребуется более короткая выдержка, что в условиях недостаточной освещенности означает меньшую смазанность изображения. Вобщем, все преимущества типичного «портретника» :) Диафрагма меняется от 2.0 до 16 с шагом в половину ступени, по сравнению с китовым объективом — от 3.5-5.6 до 22-38. Сильно зажатая диафрагма мне нужна для долгих выдержек, но это редкость, так что диапазона до 16 вполне хватает. Чего лишаемся? Оперативности. Нет автоматического управления диафрагмой и фокусом. Фокусировочное кольцо идёт достаточно туго, поэтому для фокусировки требуется усилие и некоторое время. Диапазон расстояний — от полметра до бесконечности (почему-то в описании переходников акцентируют на возможности фокусировки в бесконечность — видимо, в каких-то случаях эта возможность теряется, как, например, при использовании макронасадок), кольцо крутится почти на пол-оборота, если не больше, на 270 градусов и это хорошо — при маленькой глубине резкости оно позволит более точно сфокусироваться (у штатника — 45 градусов на весь диапазон). Вопреки прочитанным обзорам, автоматические режимы на фотоаппарате не давали сбоев — благодаря «одуванчику», фотоаппарат считает, что у объектива фиксированная диафрагма, поменять которую он не в силах, поэтому всё что остаётся — менять выдержку, с чем тушка замечательно справляется.
Естественно, надо было как-то сравнить имеющийся китовый 18-55 и новый старый Гелиос.
Снимки с балкона:


Гелиос - 1/10c, f:2.0, ISO 800

Canon - 0.6с, f:5.6, ISO 800

Canon - 1/10с, f:5.6, ISO 800



Всё снималось с рук, у Гелиоса за счёт светосилы меньше выдержка (в 6 раз!), потому и картинка не сильно смазалась.
Фокус на бесконечность, в кадре — светодиод от динамиков, вот такое бокэ:

Хотя, в Live View вместо ровного круга засвечивает шестиконечную звезду, полагаю, это что-то от фотоаппарата, поскольку в диафрагме самого объектива 8 лепестков.
Вот сравнение съёмки на близком расстоянии. Фокус — на сеточку наушников. Для Гелиоса это самое близкое возможное расстояние, штатник Canon может взять и ближе.

Оба кадра сделаны при максимально открытых диафрагмах, если у Canon более-менее различимы все объекты в кадре, то у Гелиоса объекты позади становятся просто абстрактным фоном. В этом есть своя красота, но «каждый [художественный] приём должен быть оправдан» ©, не помню кто.
Кстати, можно заметить, что на его снимке пятно от светодиода не ровное, а вытянутое — это не «шевелёнка», а такая характерная особенность объективов Гелиос. В центре пятно имеет ровные круглые очертания, к краям всё больше проявляется «сплющенность», направленная по окружности. Для наглядности сделал несколько кадров с ярким пятном на фоне в разных углах.

Более наглядно на другом примере можно посмотреть здесь: http://www.artem-kashkanov.ru/article18.html
При съёмке в комнате с одной лампочкой света оказалось достаточно, чтобы делать красивые кадры без вспышки — а это уже очень хорошо для съёмки детей и животных. Правда, ловить в фокус этих детей и животных стало сложнее :)
Снимок на Гелиос при комнатном освещении (1/30с, f:2.0)

В целом, развлечение с объективом мне понравилось, такой экономичный вариант фотоигрушки. Но пока не наловчился, в ближайших «боевых» условиях всё равно пока возьму штатный, ибо зум и автофокус значительно повышают оперативность работы.


...
Если вам понравилась статья, нажмите любую рекламную ссылку ниже.

4 комментария к “Новая жизнь старых вещей”

  1. Отлично написано! Насколько я понял, с «одуванчиком» фотоаппарат работает как бы в режиме приоритета диафрагмы, автоматически подстраивая экспозицию за счет изменения выдержки? Если так, то весьма здорово!

    Мой ручной Nikkor Ai-S 50/1.8 работает только в ручном режиме M, то есть диафрагму приходится выставлять кольцом, а выдержку колёсиком на тушке. К счастью, хотябы подтверждение фокуса зелёной точкой есть!

  2. disel:

    Да, автоматический (A) и два «полуавтоматических» (P, Av) режима подстраивают выдержку, не догадываясь, какая же фактически диафрагма выставлена на самом объективе (Одуван всегда говорит, что 2.0, но мало ли какие фильтры могут снижать поток света). Приоритет выдержки (Tv) будет работать как ручной (M).

    Подтверждение фокусировки на Nikon происходит и без замыкания контактов, в Canon с этим схитрили.

  3. PinkFloyd:

    У меня тоже валяется объективчик со сходными параметрами — МС Гелиос-44К-4... Только он под байонет типа К...

    Тоже, думаю, буду использовать его после приобретения фотоаппарата...

  4. Проверка! Теперь работает внешняя авторизация для модуля комментариев. Можно оставлять комментарии, авторизуясь через такие сайты, как «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.ru и некоторые другие.

Оставить свой комментарий

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA