- Книжка с картинками - https://drews.ru -

Кипр. Дороги и машины

Эх, дороги, пыль да туман... 
Холода, тревоги да степной бурьян. 
Л. Ошанин

Как мы уже упоминали в первой части [1] нашего повествования об отпуске на Кипре, одной из основных целей нашей поездки было небольшое автопутешествие по острову. В последующих статьях мы подробно расскажем о том, где мы побывали, а тут попытаемся описать наши впечатления от организации автомобильного движения на острове, о машинах и обо всём, что с ними связано.

Площадь острова такова, что, путешественникам, обладающим водительскими правами, дешевле и гораздо удобнее взять автомобиль в прокат и проехать самостоятельно по самым интересным местам, некоторые из которых могут быть в стороне от классических экскурсионных маршрутов.

Мы заранее изучили множество предложений аренды авто через интернет и даже забронировали машину. Но на месте выяснилось, что подтверждения брони фирма нам не присылала и предложить они нам могут только то, что у них сейчас есть в наличии, а это всего одна машина класса SUV [2], которая явно не укладывалась в наш бюджет.

Не долго думая, прошли по центру Протараса, заглядывая в прокатные конторы и уже через 15 минут нашли подходящее предложение. Suzuki Swift с двигателем 1.3, кондиционером и механической коробкой передач за 89 евро на три дня со всеми мыслимыми и немыслимыми страховками. Оформление занимает минут пять. От меня потребовалось только показать свои российские права и сказать свой домашний адрес и телефон. И это всё!

Вот он, наш серебристый красавчик:

Машина с одной стороны компактная и экономичная, а с другой достаточно вместительная даже для четырёх человек, не говоря уже о нас двоих, и комфортная.

Обратите внимание на номера красного цвета. Такие номера тут носят все прокатные автомобили, поэтому отличить на дороге приезжего туриста от местного жителя очень легко. Местные, в свою очередь, относятся к туристам за рулём весьма лояльно, в чем мы и сами могли убедиться, когда попали в довольно плотный и узкий поток движения на узких объездных улочках Фамагусты и-за ремонта основных улиц.

Подъезжаем мы к перекрестку по второстепенной улице, движение очень плотное, мы обязаны уступить дорогу автомобилям, движущимся с двух направлений, никакого сфетофора нет. Естественно ждём, когда в потоке машин появится просвет, позволяющий нам повернуть направо. Сзади выстроилась пробочка, водители начинают изредка нервно побибикивать. Но нагло вылезать на перекрёсток мы не решаемся. Наконец образуется просвет и я потихоньку, озираясь на всякий случай по сторонам, начинаю выезжать не перекрёсток. И тут, из задних авто раздаётся облегченный восклик: «Go, my friend, go!» Остаться без улыбок было невозможно!

Для тех, кто забыл или не знал, напомним, что движение на Кипре левостороннее. То есть двигаться нужно по левой стороне дороги, а все машины с правым рулём. Об этом иногда напоминают специальные дорожные таблички на английском языке.

Так как машина нам досталась с механической коробкой передач, то привыкать пришлось ещё и к переключению скоростей левой рукой. К счатью, этот навык потребовал всего минут 20-30 для доведения до привычного автоматизма. Чуть больше, около часа, ушло на привыкание к проезду перекрёстков и круговому движению по часовой стрелке. Очень помогло то, что правило помехи справа тут тоже действует как и у нас, то есть при движении на нерегулируемых равнозначных перекрестках вы должны уступать всем, кто движется справа от вас. А так же при въезде на круговое движение, вы уступаете всем, кто уже движется по кольцу.

Зная только эти два правила, можно вполне уверенно перемещаться по Кипру на авто.

О том как построены и заасфальтированы дороги на Кипре, нам — россиянам, остаётся только мечтать!

Через весь остров, с востока на запад простирается главная транспортная артерия Кипра — государственная автомагистраль. В каждую сторону по две полосы для движения и высокая разделительная полоса со светорассеивателями встречного потока. Вроде бы не ахти как круто, но при низкой численности населения и небольшом количестве машин, ощущаешь себя едущим по ночному городу в воскресенье.

Повсюду дорожная разметка, причем частенько она выпуклая. При движении по автомагистрали, если наезжаешь на такую разметку по всей машине начинает пробегать вибрация и гул — отличное средство от засыпания зарулём.

На трассе огромное количество больших зелёных щитов указателей, даже если проглядел его, через 500-1000 метров обязательно будет ещё. Чуть ли не для каждого съезда в деревни и посёлки вдоль трассы есть отдельная развязка. Через каждые пару километров около бортового ограждения установлен столбик с телефоном вызова экстренных служб.

В городах, у каждого пешеходного перехода изобилие всяких дорожных приспособ. Тут вам и зигзагообразная выпуклая разметка, и лежачий полицейский (причем не куцые резиновые бугорки, а дородные асфальто-бетонные приподнятости шириной с автомобиль), и специальные полосатые столбы с желто-оранжевыми мигающими шарами, которые ночью издалека почти не отличить от нерегулируемого светофора.

На отдельных переходах для пешеходов есть пульт управления светофором, но нас этим уже не удивишь.

Приятной неожиданностью стала увиденная заправка Лукойла в Лимассоле, причем прямо в центре города.

Хорошим тоном на наших российских заправках становится появление автоматических колонок для подкачки колёс. Тут это в порядке вещей для любой заправки. Выбираешь кнопочками желаемое давление и надавливаешь штуцером на ниппель. Аппарат накачивает до выбранного давления и издаёт писк. Всё работает бесплатно.

А вот цены на бензин довольно высоки и соответствуют европейским (примерно 1.2 евро за литр 95-го), ибо Кипр в составе Евросоюза.

Как мы уже упоминали, машин на дорогах немного, оживлённое движение только в самых крупных городах, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Местные жители предпочитают небольшие экономичные машины. Хотя в большом количестве встречаются всевозможные модификации Mini Cooper, которые можно отнести к небольшим, но трудно отнести к экономичным. Иногда попадается ретро.

Но лично мне понравилась эта машина :-)

Таксисты поголовно ездят на длинных шестидверных восьмиместных седанах Mercedes. Видимо это такое у них муниципальное премиум такси. Впервые увидел такое чудо-юдо-недолимузин.

В заключение скажу, что мы на своей прокатной малышке за три дня проехали почти 900 километров. В последний вечер нашей аренды, по возвращении в отель на одометре было так.

Ранним утром, перед тем как отвезти машину в прокатную контору, мы ещё немного прокатились и, в итоге, пробег получился 912 км. Средний расход топлива составил ровно 6 литров на сотню, причем кондиционер в машине не выключался ни на минуту. Неплохо!

По условию проката вы берёте авто с полным баком топлива и вернуть его должны так же с полным баком. Когда мы сдавали свою Suzuki нам поверили на слово и не стали утруждать себя проверкой. Мы просто приехали, отдали ключи, сказали, что топливный бак полный (да, мы на самом деле заправились перед сдачей машины) и распрощались. Всё просто и никаких формальностей.

В следующих материалах мы расскажем где же нам удалось побывать [3] благодаря нашей серебристой малышке.