Абхазия. Рица и Сухум
Версия для печати

Третий день в Абхазии. Пора бы уже пройти классическим туристическим маршрутом до озера Рица. А для начала небольшая справка.

Озеро Рица — горное озеро ледниково-тектонического происхождения. По собственным замерам с помощью GPS, располагается на высоте 900-930 метров над уровнем моря.

Итак, продолжаем. Проснулись мы рано, как обычно, собрали все свои вещи в два рюкзачка, покинули гостиницу и направились в центр Пицунды, где быстро нашли таксиста на красном опеле, который предложил свозить нас на экскурсию за 1500 рублей. Цены на поездку в Рицинский заповедник мы уже заранее знали, поэтому, не долго думая, согласились и поехали в сторону горных массивов.

Нашего водителя звали Руслан (+7-940-991-1501). Взрослый, рассудительный и спокойный мужчина около 50 лет. Уже после возвращения с экскурсии мы поняли, что не прогадали с этим спокойным и законопослушным водителем, так как лихих джигитов (порой нетрезвых) на горных серпантинах очень много и практически столько же памятников и венков по краям этих дорог.

При въезде в заповедную зону мы остановились на пропускном пункте, где каждый турист обязан оплатить экологический сбор в размере 250 рублей. Мы отдали эти деньги нашему водителю и он сам пошел шушукаться с охраной, после чего вернулся и мы поехали дальше.

По дороге неоднократно останавливались осмотреться и сделать фотоснимки. Вот, например, подвесной пешеходный мост через речку Гега.

Следующая остановка в ущелье, перед началом автомобильного тоннеля.

Далее, остановка в ущелье «Каменный мешок». Попадая туда, сразу понимаешь откуда взялось такое название. Скалы по сторонам дороги поднимаются вертикально и очень высоко, а в самом верху даже нависают сводами. В этом месте ущелье изгибается таким образом, что находясь тут не видно ни въезда в ущелье, ни выезда. Ощущаешь себя запертым со всех сторон.

По дороге к озеру встречается много красивых и просто мест, обязательных для туристического фото. Среди них ряд небольших водопадов с поэтическими названиями «Девичьи слёзы», «Мужские слёзы» и т.п. Понятное дело, что всё это по большей части мишура для туристов, но раз уж мы здесь, то почему бы и не остановиться?

Уже почти у самого подъезда к озеру останавливаемся у смотровой площадки со своей легендой и названием «Прощай, Родина». Смотрим — красиво!

Наконец мы выехали к озеру. Ну что сказать, да красиво, да внушительно, но как-то скучно.

Проголодавшись от всей это красоты, мы решили отведать в здешней кафешке знаменитой форели. Заказали одну небольшую рыбку на двоих и отлистали 250 рубликов. Вкусно, но дорого!

На противоположной от туристического въезда стороне озера расположена правительственная дача Сталина и Брежнева. Конечно же я не мог упустить такой возможности побывать там. Мы уговорили нашего водителя отвезти нас на эту дачу без дополнительной оплаты. Единственное что мы дополнительно оплатили, это 100 рублей охраннику у ворот при въезде на дачу и экскурсоводу на самой даче за краткую экскурсию.

Дорога к даче пролегает рядом с ещё одним живописным водопадом, носящим имя «Молочный водопад». Как видите, он гораздо красивее и масштабнее всего того, что встречается по дороге на Рицу.

Территория самой правительственной дачи это уютный уголок на берегу озера. Для желающих здесь остаться подольше есть отдельные гостевые домики (они в кадр не попали) по цене 700 рублей с человека в сутки.

У маленькой пристани позади здания дачи, стоял прогулочный катер предположительно так же принадлежавший какому-то из генсеков.

Я дождался гида и вошел вместе с ним в зелёное здание со стороны брежневской правой части, которая была построена позже основного корпуса. В первом зале стоит бильярдный стол. Брежнев неплохо играл в бильярд и любил это развлечение, хотя и не так страстно как охоту и автомобили.

Следующей комнатой, которую мне показал гид, был санузел. Как видите ничего выдающегося, просто довольно большое по площади помещение с весёленьким кафелем и обычным санфаянсом.

В спальне ничего лишнего, по советски богато.

Между брежневской и сталинской частями дачи сооружен длинный коридор-переход выстланный красной ковровой дорожкой.

Сталинский санузел выглядит не в пример скромнее. Зато ванная немецкого производства, очень хорошо сохраняет тепло, теряя всего 2 градуса температуры за час.

Дальше, как сейчас бы сказали «конференц-зал» или по-русски зал совещаний. Единственная комната в сталинской части с люстрой. У Сталина на лице была оспа и для более выгодного освещения отца народов повсюду используются настенные бра, сохраняющие в комнате некоторый полумрак.

Вообще, здесь у Сталина было три спальни. Каждая из которых соединена с остальными через общую террасу. Это было необходимо в целях безопасности, за одну ночь вождь мог сменить места сна несколько раз. Все спальни имеют практически идентичный интерьер для того, чтобы каждый раз не привыкать к новой обстановке. Различия можно найти лишь в мелких деталях и породе дерева, из которого выполнена отделка комнат.

Первоначальный план нашего отдыха предполагал остановиться здесь, на даче на один день. Но поглядев на всю эту красоту мы поняли, что уже к ночи завоем тут от скуки. Поэтому мы попрощались с этим местом и отправились обратно в Пицунду. На обратном пути так же делали остановки у тех достопримечательностей, что пропустили по дороге туда. Сделали небольшую остановку у голубого озера. Вода в нём действительно невероятной голубизны, что свидетельствует о высоком содержании меди воде.

Остановились и сделали передышку у водопада «Девичьи слёзы». Вода здесь сочится тонкими струйками прямо по поверхности отвесной стены, поросшей травой. А наивным туристам предлагают за 20 рублей купить ленточку обычной ткани или цветного полиэтилена, чтобы те могли повязать этот мусор как бы на счастье.

По возвращении в Пицунду мы подкрепились в полюбившейся нам кафешке, отдохнули и решили, что шесть часов вечера это не так уж поздно для того, чтобы отправиться в столицу Абхазии Сухум. Просчитав разные варианты, пришли к выводу, что наиболее недорогим способом будет большой автобус пойманный на трассе.

Так и получилось, на маршрутке добрались из центра города до трассы за 50 рублей. Там полчаса постояли на остановке и дождались красный икарус, направляющийся в нужную нам сторону, с комфортом устроились в креслах и стали во все глаза смотреть в окошки.

Наконец, на горизонте замаячил большой город.

Дорога к столице пролегает через перевал и ущелье горной реки. Чтобы преодолеть его нужно проехать по высокому мосту.

Когда въехали в город солнце уже садилось за горизонт. Мы вышли в центре, дошли до набережной и поняли, что этот город нам не понравился. Всё вокруг вызывает ощущение запущенности и разрухи, хотя по настоящему разрушенных зданий не так уж много. Город произвел на нас довольно унылое впечатление. Нам же оставалось только найти ночлег, чтобы утром отправиться дальше. В поисках подходящей гостиницы мы бродили по улицам почти час. Зашли в магазин купить что-нибудь из еды или питья и пока думали что купить, познакомились с симпатичным и жизнерадостным парнем по имени Гия. Он предложил нам свою помощь и пообещал быстро заселить нас в нормальном месте за приемлемые деньги. Гия оказался весьма разговорчивым и рассказал, что он учится в местном высшем учебном заведении на специалиста в области туризма и радушный прием гостей — это его любимая работа. Он оставил нам свой номер, чтобы мы могли рекомендовать его своим друзьям. Вот он +7-940-992-34-82.

Своё обещание Гия выполнил. Мы остановились в частном пансионате, заплатив 1000 рублей за комнату со всеми удобствами. Усталость вновь усыпила нас и мы не нашли в себе сил даже на ночную прогулку, не дав возможности Сухуму реабилитировать себя в наших глазах.

Утром, по дороге на вокзал, мы заглянули на рынок. Но и он не произвел на нас впечатления после Ташкентских рынков. Наш путь лежал дальше...

...
Если вам понравилась статья, нажмите любую рекламную ссылку ниже.

5 комментариев к “Абхазия. Рица и Сухум”

1. надежда:

рассказ немного унылый но мне захотелось тоже там побывать фото просто супер

2. В Сухуме потому что уныло :)

3. IRISKA:

ПРИВЕТ КАТЯ И АНДРЕЙ! НУ ВЫ И МОЛОДЦЫ! ЗА КАКОЙ СРОК ВАМ УДАЛОСЬ ПРОЕХАТЬ ВСЮ АБХАЗИЮ? ВСЕ ОЧ НРАВИТЬСЯ НА ВАШЕМ САЙТЕ И ФОТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ! ВСЕ ОЧ ИНТЕРЕСНО И КОНКРЕТНО ИЗЛАГАЕТЕ, НО ВОТ С ВАШИМИ КОММЕНТАРИЯМИ ПО ПОВОДУ СУХУМА Я НЕ СОГЛАСНА В КОРНЕ! ЭТО КРАСИВЫЙ И ГОСТЕПРИИМНЫЙ ГОРОД В КОТОРОМ ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ, А КАКУЮ АДЖИКУ ГОТОВЯТ МЕСТНЫЕ БАБУШКИ, А КАКИЕ У ЛЮДЕЙ САДЫ. А ВИНО МЕСТНОГО ЗАВОДА КАКОЕ ТАМ ДЕШЕВОЕ И ОЧЕНЬ ВКУСНОЕ)))))) А КАК ЖЕ БАБУШАРА, ОРЕХОВАЯ РОЩА, ПАНОРАМА СУХУМА? МЕСТНЫЕ АПАЦХИ? А КАК ЖЕ БОТАНИЧЕСКИЙ САД, В КОТОРОМ МЕСТНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ПРОДАЮТ ДИВНЫЕ ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ ИЗ ИГОЛОК ЮЖНОЙ СОСНЫ? ЕСЛИ ВЫ ВСЕГО ЭТОГО НЕ ВИДЕЛИ И НЕ ПРОБЫВАЛИ, ТО ОТПРАВЛЯЙТЕСЬ ОБРАТНО ТУДА ЖЕ НО УЖЕ В ИЮЛЕ! КОГДА ВЕСЬ ГОРОД УТОПАЕТ В ЦВЕТАХ, НОЧЬЮ ПОЮТ ЦИКАДЫ, А НА РЫНКЕ ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО СОРТОВ ПЕРСИКОМ И РАЗНЫХ ВКУСНОСТЕЙ ЧТО ВЫ И НЕ ВИДЕЛИ! И ПРИХОДИТЕ ЖЕ НАКОНЕЦ ТО В ГОСТИ! ИРИНА

P.S. ЕСЛИ КТО ТО ЗАХОЧЕТ ТУДА ПОПАСТЬ ЕСТЬ АДРЕСОК У КОГО МОЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ, ЛЮДИ РУССКИЕ И ОЧ ПОРЯДОЧНЫЕ, ЕСЛИ ТОЧНЕЕ ТО ЭТО РОДИТЕЛИ МОЕЙ ПОДРУГИ!

4. IRISKA, спасибо за добрую оценку нашего скромного творчества : )

А в Абхазии, в целом, и в Сухуме, в частности, мы обязательно ещё раз побываем. Уж очень нам этот край понравился. Огромное спасибо за советы!

5. IRISKA:

ВСЕГДА РАДА! ФОТОГРАФИИ КЛАССНЫЕ, ОЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И В КАЖДОЙ ЕСТЬ СВОЯ ИЗЮМИНКА, ОНИ КАК ЖИВЫЕ)